На прошлой неделе российские информагентства распространили сообщение, прозвучавшее из уст генерального директора компании «Сухой» Михаила Погосяна: программа создания отечественных истребителей 5-го поколения выполнена примерно на 30%. По его словам, в ближайшие несколько лет опытный образец такого самолета будет создан.
Можно было бы порадоваться этому известию, но...
НАЧАЛО ОБЩЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ БОЕВОЙ АВИАЦИИ ВВС США
Дело в том, что еще в конце 2005 года на вооружение ВВС США был принят истребитель F-22 «Рэптор». Это событие ознаменовало собой появление в рамках боевой авиации первого самолета 5-го поколения. Оно завершило начавшийся еще в 1980-е годы процесс соревнования двух программ создания подобной машины – американской ATF и отечественной МФИ.
Однако в самих Соединенных Штатах это событие не стало подведением черты под более чем 20-летней историей ATF, в рамках которой рождался «Рэптор». Даже обозначение F-22А взамен ранее существовавшего F/A-22 указывало на то, что в создании «Рэптора» достигнут лишь первый рубеж. Принятие же на вооружение этого самолета означало лишь начало практической реализации общего реформирования военно-воздушных сил США, затрагивающего и структурное построение боевой авиации американских ВВС, и техническое наполнение этой структуры, и схему ее функционирования, включая тактику ведения боевых действий.
Изменение формата не означает какую-либо трансформацию редакционной политики
Разработка методического задела для этого реформирования началась еще до завершения создания F-22. Она была связана с развитием концепции авиационных экспедиционных армий (AEF – Аerospace Expeditionary Force). Десять формирований AEF должны составить, по замыслу командования ВВС США, ударную мощь американской боевой авиации, обозначив при этом реальное ее присутствие в тех точках Земного шара, где имеется угроза национальным интересам Соединенных Штатов. Предельно четко были обозначены и сами районы нашей планеты. Как видно из содержания одного из методических документов, определявших разработку в США истребителя 5-го поколения, это Большой Ближний Восток, простирающийся от Персидского залива до районов Закавказья, и обширный Азиатско-Тихоокеанский регион.
F-22 должны были играть в формированиях AEF роль особых элементов боевой системы, управляющих действиями исполнительных элементов, в роли которых должны выступать различные ударные самолеты. В разное время в качестве таковых рассматривались и истребители F-117, и бомбардировщики B-2, имеющиеся только в американских ВВС, и истребители F-35, которые в перспективе могут поступить на вооружение военно-воздушных сил многих стран – союзников Вашингтона.
Последнее обстоятельство означает, что в состав формирований AEF в качестве исполнительных элементов боевой системы могут входить, в частности, и самолеты ВВС «друзей» Соединенных Штатов. Главенствующая же роль в таких боевых системах будет оставаться за истребителями F-22, сохраняющими свою принадлежность ВВС США. Здесь вполне уместно заметить, что «Рэптор» так и не был допущен американским Конгрессом к экспортной продаже в другие государства, несмотря на большую заинтересованность в этом не только ряда союзников США, но и многих заокеанских фирм, вовлеченных в производство этой машины.
Конкретное содержание главенствующей роли, исполняемой «Рэптором» в рамках формирования AEF, будет, очевидно, зависеть от реализуемой концепции этой боевой системы. Первоначально предполагалось использование в качестве исполнительных элементов стратегических бомбардировщиков В-2, а в функции F-22 входило обеспечение ситуационной осведомленности всех самолетов боевой группы о возможных угрозах со стороны противника и обеспечение оперативной связи этой группы с командным пунктом, осуществляющим руководство действиями авиации.
Не случайно сами специалисты ВВС США истребитель F-22 именуют иногда мини-«АВАКСом». При этом подчеркивается, что благодаря своей мощной РЛС и малой информационной заметности, позволяющей F-22 находиться непосредственно в зоне боевых операций, «Рэптор» может иметь в этом статусе даже большую эффективность, чем обычный самолет РЛДН «АВАКС». Помимо информирования других участников группы об угрозах со стороны противника функцией F-22 должно являться и противодействие этим угрозам, т.е. борьба с истребителями и борьба с мобильными ЗРК. Решение последней из этих задач требует оснащения «Рэптора» не только высокоточной бомбой JDAM, что уже реализовано на сегодняшний день, но и высокоточной бомбой SDB. Малый калибр последней (всего 115 кг) позволяет иметь в отсеках вооружения до восьми единиц ударного оружия, пригодного для поражения ЗРК, не исключая при этом размещения в отсеках и четырех ракет «воздух–воздух».
По мере развертывания «Рэптора» на вооружении началась постепенная апробация методического задела по общему реформированию боевой авиации ВВС США. В центре внимания этой апробации оказался сначала сам «Рэптор», а затем и вся новая боевая система, именуемая формированием AEF. Начавшись с войсковых испытаний нового истребителя и разработки тактик его боевого применения, процесс дошел постепенно до подготовки летного состава истребителя F-22, а затем и до войсковых учений с привлечением боевых эскадрилий «Рэпторов». Первая из них (27-я эскадрилья в составе 1-го авиакрыла ВВС США) была развернута на авиабазе ВВС Лэнгли.
Понимание, что боевая эффективность истребителя нового поколения определяется не только новыми техническими возможностями самого самолета, но и соответствующим мастерством управляющего им летчика (включая владение новыми приемами и тактиками воздушного боя), нашло свое отражение в том распределении поступающих в эксплуатацию «Рэпторов», которое сложилось к завершению создания F-22. Если на войсковые испытания, проводившиеся на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния), в 2004 году были направлены шесть этих истребителей 5-го поколения, то для разработки тактик боевого применения F-22, осуществлявшейся на авиабазе Неллис (штат Невада), выделили семь «Рэпторов», а для подготовки летного и технического состава боевых эскадрилий F-22 на авиабазе Тиндел (штат Флорида) планируется использовать 23 таких самолета.
ЭЛЕМЕНТ НОВОЙ БОЕВОЙ СИСТЕМЫ
В октябре 2005 года шесть F-22, входящих в состав 27-й эскадрильи первого боевого формирования «Рэпторов», приняли участие в боевых учениях Combat Hammer («Боевой курок») на авиабазе Хилл в штате Юта. Там были проведены первые тренировки в применении ударного оружия по наземным целям со сбросом из отсеков вооружения высокоточных бомб JDAM. В общей сложности самолеты сбросили 22 бомбы, и в результате подтвердились возможности использования «Рэптора» для поражения наземных целей, в числе которых могут быть и ЗРК. Это расширило круг боевых задач «Рэптора», который к этому времени уже включал ведение дальнего ракетного боя с использованием радиолокационной обзорно-прицельной системы и УР «воздух–воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM.
Одновременно с этим велась работа по верификации боевых возможностей «Рэптора» в части ближнего воздушного боя. Сюда входили не только пуски из боковых отсеков вооружения УР «воздух–воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер». Особое место занимала оценка маневренных свойств «Рэптора» при ведении ближнего воздушного боя. К ним широкая авиационная аудитория проявляла определенный «нездоровый» интерес, подогреваемый заявлениями некоторых специалистов, что обеспечение «Рэптору» таких новых свойств, как минимальная информационная заметность, возможность сверхзвукового крейсерского полета и т.д., не могло быть достигнуто без ухудшения маневренности машины. Существование такой точки зрения ставило под вопрос способность «Рэптора» вести ближний воздушный бой с такими высокоманевренными истребителями 4-го поколения, как российские Су-27 и Су-30 и западноевропейские «Еврофайтер» и «Рафаль».
Ответ на этот вопрос в полной мере никогда не будет очевиден, поскольку в соответствии с представлениями, принятыми в американских ВВС, маневренные свойства самолета – секретная характеристика. Она совместно с возможностью УР «воздух–воздух» малой дальности захватывать цель уже после пуска составляет «формулу успеха истребителя в ближнем воздушном бою». Раскрывать эту «формулу» в США не принято. Тем не менее ведущиеся обсуждения вынудили руководителей американских ВВС, ответственных за развертывание F-22 на вооружении, дать – пусть даже с опозданием – ответ на интригующий всех вопрос.
Летом 2006 года на авиабазе Тиндел прошла демонстрация маневренных возможностей «Рэптора», организованная для узкого круга представителей заокеанской прессы. Спустя еще полгода некоторые сведения появились в печати. Для большей наглядности наблюдение за F-22 было организовано для одного из журналистов из кабины двухместного истребителя F-15D, выступавшего в качестве машины сопровождения. Причем «Рэптор» пилотировал не испытатель фирмы Локхид Мартин, а один из строевых летчиков 27-й эскадрильи, прибывший с авиабазы Лэнгли.
Из попавших в открытую печать впечатлений участников этого мероприятия известно, что возможности F-22 были продемонстрированы на примере дозвукового разгона и классических фигур сверхманевренного пилотажа. «Рэптор», взлетев с полной взлетной массой и достигнув высоты 4000 м, разгонялся со скорости около 460 км/ч до скорости 935 км/ч за 20 сек. После этого F-22 выполнил «мертвую петлю», так называемый «маневр Хербста», известный также как J-разворот, и легендарную «Кобру». Согласно комментариям, сделанным при этом подполковником У.Толливером, командиром 27-й эскадрильи, полностью укомплектованной истребителями F-22, «Кобра», конечно же, имеет сильный зрелищный эффект. Но не используется летчиками F-22 для ведения маневренного боя. Применение этой фигуры высшего пилотажа может быть эффективно в ходе низковысотного полета над пересеченной местностью, где может возникать необходимость резкого торможения самолета при возникновении препятствий по курсу движения.
Летные оценки применимости «Рэптора» в отдельных боевых задачах не были ограничены общей апробацией созданного самолета. Они составили лишь апробацию F-22 как истребителя нового поколения. Параллельно с этим «Рэптор» оценивался как элемент новой боевой системы AEF. В частности – во время участия F-22 в учениях «Рэд Флэг» в ноябре 2005 года.
Следует отметить, что использование периодически проводимых на авиабазе Неллис маневров «Рэд Флэг» в интересах создания F-22 и вообще всего комплекса задач, связанных с реформированием боевой авиации ВВС США, началось еще в 2003 году. Само включение «Рэд Флэг» в процесс создания F-22 является закономерным. Принятая сегодня в США технология разработки истребителя 5-го поколения, именуемая SBA (Simulation Based Acquisition), применяемая на всех ступенях создания боевого самолета, начиная с внешнего проектирования, включает в себя помимо чисто проектных исследований еще и целый комплекс операционных исследований, проводимых сначала с использованием чисто имитационного (в основном математического), а затем полунатурного и натурного моделирования. Они образуют так называемый процесс CONOPS (Concept of Operations), связанный с разработкой тактики боевого применения создаваемых истребителей. Практическое использование технологии SBA, судя по всему, началось именно в программе ATF. И к 2003 году имитационное моделирование всей боевой инфраструктуры, в которой предстоит функционировать «Рэптору», сменилось полунатурным и натурным моделированием.
Полунатурное моделирование в рамках учений «Рэд Флэг» относится прежде всего к моделированию вероятного противника. Принципиальная важность точного воспроизведения технических возможностей и тактик боевых действий, используемых возможным врагом, была понята американцами давно. Еще в середине 1970-х годов в составе ВВС США появилось несколько так называемых «агрессорских» эскадрилий, предназначенных для имитирования неприятеля в проводимых боевых учениях. По вполне понятным причинам они получили условное обозначение «красных». Для собственных боевых самолетов, принимающих участие в учениях, ВВС США приняли обозначение «синих». «Агрессорские» эскадрильи были укомплектованы в основном специально созданными истребителями F-16N.
Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах.